поиск по сайту

RSS-материал

Проекты CRM Документы


Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования


Вяжевич М.В. Константин Чернявский. Продолжение истории.

КОНСТАНТИН ЧЕРНЯВСКИЙ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ

Мария Валерьевна Вяжевич, Москва

История не знает сослагательного наклонения. Так принято говорить. А, собственно, почему? Разве так уж бесполезно обращаться к урокам истории, размышлять о разных возможностях ее развития? Напротив, мы слишком мало их вспоминаем. Как вы думаете, почему тоталитарные режимы предпочитают искажать факты истории? Не потому ли, что в прошлом сокрыта сила, способная повлиять на будущее?

            История России – это история богатой, духовно наполненной, сильной страны, необходимо помнить об этом, для того, чтобы идти дальше, уважая себя, развиваясь и сохраняясь. Вот почему любое обращение к памяти так важно для всех нас.

К.Р. Чернявский (справа) и В.П. Мелихов

       В 2007 году в станице Еланская Ростовской области был открыт новый скульптурно-мемориальный комплекс, посвященный истории казачества. Этот уникальный памятник призван напомнить о наиболее драматичной странице нашего общего прошлого – годах трагической гражданской войны, борьбе донских казаков с большевиками. Автор скульптурных произведений монументального комплекса – известный московский скульптор, член Московского союза художников Константин Чернявский, творчество которого всецело посвящено теме казачества. С ней уже была связана первая серьезная работа скульптора – дипломная композиция «Возвращение казака с фронта». Являясь потомственным казаком, рожденным в Ростове-на-Дону, мастер искренне увлечен отечественной историей. В его произведениях оживает прошлое, настоящее и будущее российского казачества.

            Получив блестящее образование в знаменитом Московском государственном академическом художественном институте им. В.И.Сурикова, К.Чернявский за годы работы в области скульптуры сумел приумножить полученные в студенческое время навыки и достичь высокого уровня мастерства. Богатый творческий опыт и серьезность в подходе к профессиональным целям, позволили скульптору выйти на создание монументальной композиции, и успешно решить поставленные перед ним сложные задачи. Что такое скульптура знают все, но мало кому известно, кроме, конечно, специалистов, что монументальное искусство требует целого комплекса особых знаний. Эти знания формировались веками. Надо признать, что в советский период, когда были созданы многие мемориальные комплексы, навыки эти получили дальнейшее развитие. Сегодня, со сломом системы, поддерживающей художников, исчезли многие ценные возможности и наработки. В результате мы получили ситуацию, в которой к созданию монументальных произведений готов далеко не каждый скульптор. Вместе с тем, потребность в создании мемориальных комплексов и памятников отнюдь не перестала существовать. Напротив, она даже возросла. Ведь весьма одностороннее отношение к историческому и культурному наследию, характерное для советских десятилетий, оставило без внимания целый пласт событий и явлений. И создание мемориала, посвященного казакам, еще одно тому доказательство. Примечательно, что если в прежние времена создание скульптурно-монументальных  комплексов поддерживало государство, то сегодня сами люди берут инициативу в свои руки. Так мемориал «Донские казаки в борьбе с большевиками» был возведен на частной территории, принадлежащей нашему современнику – Владимиру Петровичу Мелихову, потомку древнего казачьего рода. Пример, который, на мой взгляд, заслуживает особой оценки. Пришло время, когда каждый способен проявить инициативу, решив для себя, что он хочет и может сделать для развития отечественной культуры, искусства, истории, а, значит, и для себя самого и своих детей, у которых появится шанс вырасти не жалкими существами, загнанными в угол чужими интересами, а свободными, уважающими себя гражданами своей сильной страны.

            Значение мемориала, посвященного донскому казачеству, выходит за рамки создания только памятного знака. Комплекс задумывался как своего рода культурно-исторический центр, включающий в себя музей казачества, расположенный на одной территории. Каждый элемент мемориала играет свою роль, подобно книге, в которой страница за страницей раскрывается глубокое содержание. Не случайно, общая композиция мемориала имеет многоступенчатое построение. С одной стороны, композиция продиктована особенностями местности, так как расположена на кургане, с другой стороны, нарастая, подобно волне, она направляет взгляд зрителя через смысловые акценты, задуманные владельцем усадьбы и воплощённые скульптором. От будущего музея к монументу ведет дорога, выложенная местным природным камнем, по обе стороны от которой  можно увидеть предметы казачьего быта, олицетворяющие мирную жизнь, нарушенную приходом лихолетья – это мельничные жернова, бороны, телеги – все, что связано с повседневным трудом казачьей станицы. Безмятежный пейзаж, изобильная красота фруктовых садов, цветы – щедрые дары Божьего мира, окружающие монумент, воспринимаются как его естественное продолжение. Разве для  того был создан Творцом этот прекрасный, полный божественной любви мир, чтобы однажды стать декорацией для трагедии между Каином и Авелем?

Кульминация восхождения, вершина композиции, ее венец – православный крест, белоснежное чистое сияние которого еще отчетливее прочитывается на фоне яркой лазури небес. Эта особенность говорит о том, что не только в живописи, но и в монументальном искусстве такое выразительное средство, как колорит, цветовое решение играет не менее важную роль, чем пластика. Ещё один декоративный художественный элемент – сочетание почти гладкой поверхности креста и фактурного основания, выложенного из крупного  необработанного камня.  Особого внимания заслуживает силуэт, форма, соответствующая традиционным казачьим крестам.

На передней стороне креста в технике рельефа высечено Распятие, в верхней части находится образ Пресвятой Троицы, Спасителю предстоят Пресвятая Богородица и Святой Иоанн Предтеча, особо почитаемый у казаков. Их поясные изображения по традиции располагаются слева и справа от Христа. У подножия Голгофы – казаки и казачки. Поскольку поклонный крест посвящен воинской славе, то с оборотной стороны, изображены небесные покровители православного воинства – Архистратиг Михаил, по сторонам - Святые Георгий Победоносец и Димитрий Солунский, над ними образ Святого равноапостольного князя Владимира – покровителя заказчика. Внизу высечена старинная  молитва о павших воинах, чтобы каждый посетитель мог, прочтя её, вспомнить погибших казаков и всех невинно убиенных в страшные времена большевистских репрессий и братоубийственной войны.

Нижний ярус композиции символически связан с миром ушедших, отсюда и четыре невысокие стелы в виде лаконичных крестов с лампадами. Это своего рода область памяти, близкая земле, расположенная ниже уровня кургана, образ земных скитаний, для многих завершившихся трагическим исходом. «Новороссийск», «Крым», «Чаталджи», «Лиенц», который ещё называют «казачьей Голгофой» - даты и названия мест, связанные с самыми скорбными страницами казачьей истории.

Следующая смысловая «ступень» мемориала представляет собой своего рода «героический ряд» - это воплощенная в образах воинская память тех лет. В центре рельефной композиции расположены изображение казачьих клейнодов – войсковых знаков отличия. Это знамёна, бунчуки, трубы, литавры, печати. На центральном медальоне надпись: «Донским Атаманам, генералам, офицерам, казакам и казачкам живот свой за Веру и Отечество положившим». Примечательно, что в мемориальной надписи отдана дань памяти не только мужественным казакам, но и героическим женщинам Дона. По обе стороны от клейнодов – рельефные портреты шести донских героев и сподвижников Атамана: (слева направо) Денисова С.В., Назарова А.М., Каледина А.М., Чернецова В.М., Волошинова Е.А., Полякова И.А. 

            Скульптура этого яруса выполнена в технике низкого рельефа, который позволяет, не отвлекая внимания от главного образа композиции, донести до зрителя очень важную информацию и в лаконичных образах передать хронику

Памятник юным героям-чернецовцам на Еланском Мемориале

значительного этапа истории, определившего дальнейшее развитие всего двадцатого века.

            Основа мемориального комплекса – трёхметровая скульптура Атамана Всевеликого войска Донского. Примечательно, что с точки зрения пластического решения, это самая динамичная часть композиции. Фигура Атамана дана в движении, эффект усилен развевающимся под напором степного ветра пологом шинели и жестом атамана, поднявшего над головой пернач – символ власти казачьего атамана.

Атаман расположен на невысоком пьедестале. Этим композиционным решением снимается излишняя патетика, столь любимая в советский период, когда скульптура возносилась на едва обозримую высоту. Данная трактовка, напротив, позволяет сделать   образ естественней и ближе зрителю. Атаман движется по родной земле, сходя с кургана, и эта особенность памятника придаёт всей композиции ясность и простоту. Многие участники открытия монумента, описывая свои впечатления, говорили о мотиве возвращения. Скульптор воспроизводит фрагмент мостовой Новочеркасска, где происходили выборы Атамана.

Личность практически каждого Атамана на Дону уникальна, те же, которых постигла участь быть Атаманом на смене вех, отмечены особой печатью и наделены особой, неоднозначной судьбой. Взять, хотя бы для примера, генерала-от-кавалерии Петра Николаевича Краснова, незаурядного человека, воина и писателя, который имеет в истории казачества весьма существенное значение. Для казаков, живущих в России и за ее пределами, Краснов – легенда, «последний рыцарь Тихого Дона». Вместе с тем для других наших соотечественников, переживших смену политических идеологий, переосмысление истории только продолжается. С одной стороны, ещё сильно влияние советских клише, с другой, слишком свежа боль Великой Отечественной войны, с которой связана одна из самых противоречивых страниц в биографии П.Н.Краснова. Для меня, как историка, судьба генерала Краснова – олицетворение трагической судьбы гражданина в России. Трагедия растерзанного, раздвоенного сознания, когда человек, любящий свою страну, оказывается для неё чужим. Как это ни странно, на первый взгляд, может прозвучать, но события столь удаленные от нас по времени, до сих пор не утратили своей актуальности. Ведь каждый из нас, независимо от эпохи, решает для себя одни и те же вопросы – что для меня является Отечеством, и какое будущее его ожидает? Увы, происходящее с нами пока свидетельствует о том, что мы слишком редко задаем себе эти вопросы.

Мемориальный комплекс, возникший в казачьей степи – напоминание, боль, воплощенная в камне и бронзе, память, которая бередит душу, и не дает покоя. В этом сила искусства, способного поднимать самые важные вопросы, заставлять нас задумываться, спорить, размышлять, а не уподобляться жующим животным, обитающим в области между диваном и телевизором.

Творчество яркого художника – всегда волнует, вызывает противоречивые отзывы. Скульптор К.Чернявский – один из таких мастеров. Неслучайно его искусство отличается особой многоплановостью от героики до поэзии и философской глубиной. Вместе с тем диапазон его творческих возможностей необычайно широк. В наши дни, учитывая трудоемкость искусства ваятеля и множество факторов реальности, в которой человеку культуры на государственном уровне отводится предельно скромная роль, можно встретить не так много скульпторов, способных одновременно заниматься созданием монументальных композиций и станковыми формами. Основательность, работоспособность, пластический талант и дар мыслителя позволяют К.Чернявскому с одинаковым успехом обращаться к самым разным темам и формам скульптуры.

Особая область его искусства – портреты. Русская школа ваяния, среди непревзойденных мастеров которой можно вспомнить великого Ф.Шубина,  всегда славилась психологизмом образов, тонко переданной характеристикой моделей. Среди лучших произведений К.Чернявского - серия «Потомки казачьего рода», портрет М.Т.Калашникова, портрет Атамана Союза казаков А.Г.Мартынова. Эта работа, имеющая название «Думы атамана», представляет собой портрет реального человека и вместе с тем, как произведение высокого искусства, выходит за пределы конкретного образа, приобретая черты обобщения. Портрет А.Г.Мартынова – собирательный образ мудрого казака, в глазах которого можно прочитать, увы, далеко невеселые думы.

Классические погрудные портреты сочетаются в творчестве скульптора с портретами композиционными. Разнообразие пластических схем, которые находит мастер, обеспечивают ряду этих работ удивительную вариативность. В наши дни в скульптуре отчетливо прослеживается тенденция снижения значимости образов, их постепенный переход в область мелкой пластики, далеко не всегда отличающейся безупречным вкусом. Немногие скульпторы продолжают удерживать богатые традиции русского ваяния на прежней высоте. К.Чернявский в их числе. Его искусство, благодаря профессионализму и незаурядным способностям, демонстрирует самые разные возможности пластического видения мира. Особо хотелось бы отметить, верность избранной теме и неизменную духовную основу всех создаваемых скульптором образов. Без последней составляющей невозможно представить суть русской традиции, и в этом К.Чернявский является её последовательным продолжателем. В его искусстве важное место принадлежит образам святых. Скульптор трактует их с должным уважением и вместе с тем, позволяет почувствовать их особую теплоту и близость людям, на которую мы всегда уповаем, обращаясь к небесным заступникам. В качестве примера можно вспомнить созданный мастером образ Святого Трифона – покровителя сокольников.

Необычайной просветленностью наполнены образы Святых Петра и Февронии, к которым скульптор обращался не раз. Им подготовлены несколько монументальных композиций, представляющих сюжеты из жития прославленных благоверных супругов. В одной композиции мастер воплотил прекрасную историю любви в трепетном движении устремленных навстречу друг другу фигур, излучающих серебряное сияние. Этот праздничный, динамичный образ отличается от другой скульптуры Святых, более спокойной и сдержанной по своему решению. В ней фигуры Петра и Февронии связаны в единую пластичную форму, напоминающую по форме сердце. Создавая круглую скульптуру, мастер очень тонко решает формообразующие задачи, обращаясь к стилистике православной иконописи с её характерной одухотворенной пластикой, существующей на грани выразительного силуэта.

Интерес к применению в скульптуре исконных традиций православного искусства прослеживается в целом ряде произведений К.Чернявского. Среди них «Преподобный Сергий Радонежский», «Святой Александр Пересвет – схимонах-воин», «Казачья мадонна». Скульптор продолжает поиски,  прибегая к созданию многофигурных композиций в технике прорезного рельефа «Преподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву», «Войско Дмитрия Донского в походе», «Донские казаки преподносят в ознаменовании победы Дмитрию Донскому икону Гребенской Божьей Матери».  Эти выполненные в бронзе произведения отличает виртуозная легкость графики. Работая над деталями, художник находит необходимую меру обобщения, при которой проработка мельчайших подробностей не нарушает целостности образа.

И, конечно, в искусстве К.Чернявского есть тема, которая самым органичным образом дополняет его многоплановое творчество. Более того, было бы даже странно, если бы она не воплотилась в

произведениях потомственного казака. Конечно же, это кони. Тема поистине неисчерпаемая и благодатная. При всей гармонии созданного Творцом мира, трудно найти животное, которое вызывало бы столь восторженное отношение у человека. Свойственное лошадям сочетание особой теплоты, верности людям и вместе с тем опасной стихийности, неуправляемой силы наделяет эти существа особым ореолом таинственности и притягательности.

 

В произведениях Чернявского перемешаны их самые разные образы и ипостаси – от былинного коня-богатыря, загадочного Конька-Горбунка до современного дончака. Композиции с наездниками дополняются самостоятельными скульптурами коней, которые олицетворяют само-движение, порыв степного ветра, энергию природы. Таковы «Прыжок», «Конь и сокол» и др. Особой любовью и уважением к роду вечных спутников и помощников человека проникнуты своего рода «портреты» коней, адресующие зрителя к реальному прототипу. Спокойной, уверенной силой наполнен образ «Кабардинца Карагёза». В скульптуре «Ахалтекинец Языр» удивительно точно передана необычная, характерная только для этой породы внешность и пластика, особая грация и отточенная веками красота.

 

Способность к вдумчивому созерцанию, глубина восприятия в сочетании с тонким знанием анатомии лошади и особенностей различных пород помогли К.Чернявскому в создании целой галереи конных образов. В ней скульптор выступает достойным продолжателем лучших традиций конного жанра, у истоков которого в России стоял знаменитый мастер  П.К.Клодт, создатель множества конных изображений в мелкой пластике и монументальном искусстве, среди которых легендарные скульптуры на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге.

 

Созерцая каждую работу нашего современника – скульптора Чернявского, обращаешь внимание на то, как в зависимости от творческой задачи меняется авторская стилистика, подбирается наиболее подходящая пластическая форма. Так густые гривы эпических коней то напоминают могучие волны былинного «моря-океана», то перекликаются с «травушкой-муравушкой», склонившейся к земле, то распадаются на пряди-ручейки. Богатырские кони - плоть от плоти земли-матушки, сила их – безграничная сила самой природы. И потому образ всадника, человека на коне - в глубинной своей сути напоминает нам о вечном взаимодействии духовного и материального, о силе духа, обуздавшего плоть и первозданный хаос.      

Чернявский Константин Родиславович, скульптор, родом из донских казаков. Родился в Ростове-на-Дону в 1959 г. С 1983 года - член Московского Союза художников.

В 1976 г. Поступил в Ростовский государственный педагогический институт на художественно-графический факультет, а в 1983 г. окончил Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова, факультет скульптуры. За годы учёбы окончательно определился в выборе основной темы творчества – казачество в истории и фольклоре.

С 1976 года он участник областных, московских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок. В 1986 году Академия Художеств СССР приобрела у него скульптуру «Казак с Дону» и передала её в музей Великой Отечественной Войны на Поклонной горе. Произведения выставлялись в Московской и Государственной Думах, а также в Кремле.  Работает в жанрах миниатюрной, станковой, монументальной скульптуры

Преподавал скульптуру, рисунок и анатомию в художественно-промышленном училище им. Калинина М.И, в художественно-промышленном училище в Измайлово, в Институте декоративных искусств в КНР.

Творчество скульптора пропитано терпким воздухом родной Донщины, овеяно древними легендами, взлелеяно казачьими песнями. Герои его произведений – герои древнерусского эпоса,  русской истории, казаки и казачки, подвижники веры православной. Создана серия «Потомки казачьего Рода», которая состоит из портретов современников – Калашникова М.Т., Атамана Союза казаков Мартынова А.Г., главкома ВВС России Дейнекина П.С. и др. Разработан также ряд проектов памятников, посвящённых казачеству. Станковые работы находятся в музеях и частных коллекциях в России и за рубежом, монументальные – в городах Архангельске, Сочи, Ярославле и др.  Награждён почётными грамотами « За радение о казачестве»,  Московского Кремля, «За вклад в русскую культуру», дипломом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.