продолжение фоторепортажа о посещении г. Лиенц. Начало см. в предыдущем сообщении от 05.06.2013.
[justify]После встречи с профессором, уже подошло время проведения конференции приехавших делегатов от казачьих общин Зарубежья по поводу воссоздания Обще-казачьего союза. Сообщение по данному мероприятию, я думаю, сразу стоит разместить в отдельной теме, т.к. она, наверняка, потребует длительного обсуждения. Поэтому я пропущу сообщение о том, как проходила конференция и что на ней было принято (которое, как я уже сказал, размещу позже в отдельной теме) и продолжу повествование о тех событиях, которые следовали за конференцией.
Но вначале я хотел бы немного вернуться назад. Прилетев в Мюнхен днем 31 мая, мы поехали в Лиенц, когда шел жуткий ливень. Он шел всю дорогу и то время вечером, когда мы были на заседании в муниципалитете. Он шел и всю ночь, когда мы уже разместились в гостинице в высокогорной части Лиенца. Я думал, что намеченная панихида, возможно, может сорваться из-за проливного дождя. Но проснувшись утром 1 июня, я увидел абсолютно чистое небо и сияющее солнце. Мы все, кто поселился в этой гостинице, вышли и стали собираться на панихиду, удивляясь такому изменению в природе.
После панихиды и ряда встреч, по возвращению в гостиницу на проводимую там конференцию, вновь полил дождь и уже не останавливался все последующие дни.
Но вернемся к изложению. После конференции, которая закончилась около 10 часов вечера, я встретился с рядом жителей г. Лиенца, которые были участниками тех трагических событий и которые приехали к нам поделиться своими воспоминаниями.
С первым, с кем мы начали разговор, был
Михаил Райнер, 1940 г. рождения. Он родился в Одессе. Его отец был казак, который, скрываясь от расказачивания и преследований, находился в предместье Одессы, где и познакомился с матерью Михаила – Воронкиной Еленой Дмитриевной. Именно от нее сохранился вот этот паспорт, который был в кармане штанишек у пятилетнего Миши, когда его подобрала австрийская семья Райнеров. Никаких документов по отцу у него не было и поэтому он даже не знает его фамилии:
Его мама скончалась в Италии, когда там находился Казачий Стан. Ее хоронили всем городом и он помнит, как ее отпевали на кладбище, а вокруг стояло много людей. Больше практически не помнит ничего, но он ясно помнит день выдачи в Лиенце, причем очень отчетливо, несмотря на малый возраст в то время.
Они сидели с отцом в палатке и готовили завтрак. Вдруг они услышали, как бьют железякой в рельс. Все бросились из палаток в центр лагеря, где уже собрались все казаки. Его отец схватил его на руки, побежал к собравшимся. Там он и другие казаки, сцепившись за руки, создали кольцо, вокруг собравшихся внутри казачек и детей. Михаил стоял сзади отца и держался за его сапог. Потом послышались выстрелы и началась страшная давка.
Он помнит, как его отец упал на колени, а с груди у него текла кровь, его вместе с Михаилом оттащили внутрь. Но тут вся толпа начала перемещаться и кто-то схватил его на руки, оттаскивая от умирающего отца. Он закричал и потерял сознание, то ли от испуга, то ли его кто-то сбил.
Очнулся он в телеге, заваленной сеном. Приподнявшись, увидел рядом еще двух детей – девочек, которые были чуть старше его и показывали руками, прижимая пальчик к губам, чтобы он молчал. Но от перенесенного потрясения он лишился речи и даже силясь, ничего не мог произнести.
Так они пролежали под сеном до ночи. Везде слышались стоны и детский плач. Потом все стихло. Оставшихся на поле людей собирали какие-то военные. Ночью они услышали, как к их телеге подошла какая-то женщина и показала им жестами следовать за ней. Они пошли. Двоих девочек оставили по дороге в одном из домов у соседей, а Михаила женщина забрала к себе. У нее уже было 4 детей, Михаил был пятым. На следующий день по всем домам английские и советские солдаты искали избежавших выдачи, в основном это были женщины и дети. Тех, кого находили – тут же увозили. Пришли они в дом Рейнеров.
Женщина, которая взяла Михаила, старалась объяснить ему, чтобы он все время молчал и ничего не говорил, т.к. те советские офицеры, которые были с англичанами, задавали вопросы на русском языке и, получив от детей ответы, тут же их забирали. Он видел, как забрали тех двух девочек, с которыми он был в телеге. Офицеры ввалились в дом и, выстроив всех детей, стали по очереди их спрашивать, подошла очередь Михаила, но он только молчал, не имя возможности что-либо сказать. Вот так пропажа речи спасла ему жизнь. Он видел, как много детей выволакивали из домов и сгоняли всех в круг, а потом вывозили. Потом уже приемная мать ему рассказывала, какой это был ужас – детский плач, крики, жестокость советских солдат и англичан при обыске домов, в которых все переворачивалось в поисках беглецов и спасенных детей.
Позже и его приемная мать и его приемный отец вместе с жителями Лиенца и уцелевшими в горах казаками, захоронили убитых, выброшенных рекой утопленников и расстрелянных в ближних горах казаков на кладбище, где были размещены вот эти вот таблички, написанные по-русски. Потом, когда кресты сгнили, они были заменены на бетонные, со своими табличками, а часть старых были сохранены. Из имеющихся 9-ти табличек он передал нам в музей вот эти три:
Вместе с паспортом матери в его кармане внутри паспорта находились и две фотографии – его самого и фото мамы с ее сестрой.
2 июня, в день, когда его с телеги забрала семья Райнеров, он и празднует день своего рождения, на который он нас и пригласил. Мы пообещали приехать и после встреч утром 2 июня мы на час заехали к нему домой, поздравили с Днем рождения и выпили за его здоровье.
После встречи с ним мы побеседовали и с другими очевидцами событий, которые рассказали многое из того, чему сами были свидетелями или слышали от своих родителей. Удивительно то, что все они приехали к нам в гостиницу довольно поздно и только для того, чтобы рассказать о пережитом, не считаясь ни с погодой со все усиливающимся ливнем, ни со временем, ведь конференция закончилась около 9-10 часов вечера, а мы беседовали после, где-то до 2 часов ночи. Кто-то принес фото, кто-то газеты и книги, кто-то какие-то предметы, и в разговоре с ними чувствовалось то уважение, с которым они относились к казакам и та боль, которые была в их сердцах по их трагическим судьбам. Остановлю на некоторых воспоминаниях , которые были рассказаны.
- одна женщина рассказала то, что ей говорила ее мама, оказавшаяся свидетельницей тех событий. В 1945 ей было 13 лет и при создании казачьего лагеря в Лиенце она часто бегала вместе с другими местными детьми в лагерь, посмотреть на казаков, где игрались с казачатами и обучались езде на лошадях . И однажды, направляясь в лагерь, она увидела, что подходит огромный железнодорожный состав с грязными вагонами для перевозки скота и подумала, что, наверное, в город сгоняют местный скот и будут его перевозить. Но потом увидела оцепление из солдат и двигающиеся танки.
А чуть позже запомнившийся на всю жизнь крик, состоящий из множества голосов, выстрелы, душераздирающие возгласы, как будто от одновременных пыток десятков тысяч человек. Она рассказывала, что буквально от услышанного у нее волосы встали дыбом и она просто оцепенела. Она увидела бегущую за ней ее мать, которая, схватив ее, потянула в дом, но и в доме весь этот стон был слышен. И в доме все плакали. Потом многие жители Лиенца и ее мама в том числе, ходили по близлежащим горам и лесам, ища брошенных или спрятанных детей и забирали к себе. А тех, кто уже умер, хоронили. Как хоронили и многих казаков и казачек, которых находили в горах либо расстрелянных, либо кончавших жизнь самоубийством.
Одна такая могилка, только что рожденного ребенка рядом с умирающей казачкой, сохранилась до сегодняшнего дня, за ней ухаживают, и о ней знают все местные. При этом, она передала мне газету, где об этом пишется.
- первоначальное захоронение
- сегодняшнее состояние могилки казачьего ребенка, за которой ухаживает уже сын той женщины, которая первоначально эту могилку обустроила. - другой рассказ о казаке, который чудом спасся от выдачи и убежал в горы, скрываясь там. Одна из очень красивых девушек Лиенца нашла его изможденного и выходила его, принося в горы все необходимо для излечения. Ее отец узнал, подстерег казака и выстрелом из ружья убил его. Рядом с казаком была его лошадь, он захотел ее взять и увести домой, но она, встав на дыбки, вначале сбила его с ног, а потом затоптала его до смерти. Отца девушки похоронили на городском кладбище, а казака – в горах, на месте смерти, воздвигнув ему вот такой вот памятник:
Где также, раз в два-три года, проводят молебен. Звали этого казака Роман Кабалов.
- много рассказов о том, как действовали англичане и советские солдаты после выдачи по поиску беглецов, безжалостно расстреливая всех, кого найдут. Хозяин гостиницы, в которой мы остановились, рассказал, как и к ним в гостиницу прибыл отряд, ищущий беглецов. Как они перевернули все вверх дном, стреляли в скирды соломы, находящиеся рядом, и как впоследствии многочисленнее мелкие отряды рыскали по окрестным городам, выискивая и расстреливая казаков.
Ему до сих пор не понятно, почему, после массовой выдачи казаков, было потрачено столько сил, средств и времени на поимку убежавших. Была просто какая-то бесчеловечная травля, непонятная и необъяснимая. Складывалось впечатление, что стояла беспрекословная задача уничтожить весь этот народ до самого последнего младенца, чтобы не оставить никого в живых. Такая дикость не может быть оправдана ничем.
Пока я слушал, кратко записывая все их рассказы, я все больше недоумевал, почему, из всего сказанного ими, не раз напечатанного в австрийских газетах, журналах, книгах, ничего не известно широкому кругу российских граждан и казакам в том числе (кроме пары книг, выпущенных в России в конце 90-х гг.). Ведь на протяжении последних десяти лет в Лиенц постоянно ездили многочисленные делегации, в том числе и реестровые и общественные.
Закончили мы разговоры далеко за полночь.
Ну а так как 2 июня нам предстоял довольно сложный день по ряду встреч, мы отправились спать.
2 июня в 8 часов утра началась служба в Храме Апостола Андрея Первозванного, который разместился в католическом Храме, арендуя у него помещение для осуществления службы.
После окончания службы мы поехали на встречу с австрийским профессором истории
г-ном Штадлером, являющемся сопредседателем Общества Памяти выдачи казаков в Лиенце, и который вместе с муниципалитетом Лиенца решал вопрос выделения земли для постройки Часовни, и который смог через правительство Австрии получить разрешение на осуществление раскопок на месте казачьего лагеря с целью отыскания оставшихся предметов для организации в Лиенце музея «Выдачи казаков в Лиенце». Он вновь рассказал о той ситуации, которая складывается вокруг предполагаемого строительства, объяснив, что он сейчас находится в крайне неприятной ситуации, связанной с тем, что строительство находится под вопросом. Он потерял свое лицо перед общественностью, перед руководством «Черного Креста» и просто не знает, что ему сейчас делать.
Далее к разговору присоединились работники муниципалитета, и чем больше я слушал, тем больше складывалось невероятное предположение, что «инициатива» по строительству часовни более всего походит на провокацию, которая предполагала вот таким вот плачевным завершением настроить против казаков руководство муниципалитета Лиенца и все общественные организации, связанные с казачьим кладбищем. А сегодняшних потомков казаков представить в виде абсолютно беспринципных и недееспособных лжецов.
Договорившись о том, что он в середине июня он приедет в Москву, и мы более предметно уже поговорим о возможных дальнейших действиях, проф. Штадлер подарил нам для архива книги, посвященные изучению вопроса участия казаков в частях Вермахта, а также свой журнал, выпущенный им по поводу проводимой в Лиенце выставки «Казачий Стан в Лиенце»
Завершив встречу с г-ном Штадлером, мы отправились к Михаилу Райнеру, поздравить его с Днем рождения, о чем я уже писал выше. После этого мы встретились с г-жой
Эрикой Патцольд, представительницей «Черного Креста» и смотрителем казачьего кладбища в Лиенце. Разговор вновь начался с той же проблемы, о которой уже не раз писал выше – срыв строительства часовни. Фрау Эрика предоставила нам большой архив печатных изданий, выходивших в Австрии по теме выдачи казаков в Лиенце, где приводятся воспоминания очевидцев, исследования историков и аналитические статьи, посвященные вопросам: почему с такой жестокостью английские и советские солдаты поступали с безоружными казаками, их женами и детьми. Вот одна из австрийских газет, выпущенная в 2002 году и все страницы которой посвящены лиенцевской трагедии:
Но главным вопросом обсуждения явилось отыскание пути решения вопроса по строительству часовни. Она рассказала, что уже сам «Черный Крест» обращается к жителям Тироля с просьбой оказать помощь в строительстве. И многие уже откликнулись. На счет перечислено около 14 тыс. евро. Лесозаготовительная компания готова для строительства предоставить бесплатно необходимое количество пиломатериалов, а растворобетонный завод - предоставить по себестоимости раствор и бетон, необходимый для строительства.
Я попросил ее точно узнать стоимость строительства часовни, переговорив со строительной компанией, которая должна была строить и сообщить нам, и мы уже будем оповещать всех казаков, готовых оказать посильную жертву для строительства Часовни.
Заседание муниципальной комиссии по строительству часовниДень подходил к концу и нам уже необходимо было ехать в Мюнхен. Надеялись доехать до него за три часа, т.к. 3 июня нам предстояла встреча с
Ксенией Михайловной Миллер и Еленой Сарановной Ремилевой. Однако, наши планы скорректировала стихия. Проливные дожди залили Баварию. Все автобаны были перекрыты и мы вынуждены были ехать окольными путями в Мюнхен, приехав туда только к утру. Немного придя в себя, мы отправились на встречу с
Ксенией Михайловной Миллер.Об этой встрече и о тех новых сведениях, которые она рассказала о своем отце и его друзьях – С.Г. Королькове и поэте П.С. Полякове, написавшем роман «Смерть Тихого Дона», я расскажу позже, разместив этот рассказ в теме, посвященной Миллерам http://forum.elan-kazak.ru/t1697-topic
Мы также смогли успеть проведать и
Елену Сарановну Ремилеву, дочь донского казака-калмыка, есаула ВВД Сарана Ремилева, активного участника гражданской войны, создавшего в свое время в Зарубежье, вместе с А.Шкуро, группу наездников.
(продолжение материала см. в следующем сообщении)